| |

Монополизация РПЦ государственной идеологии РФ.

Работал ли на гестапо будущий патриарх Алексий II?

Комиссары в рясах

Религиозные общины в США и России

Роль РПЦ в ВОВ

Пасха или откуда взялись христианские праздники

Поливанов Олег. Может ли быть православие государственной идеологией России?

 

Голоса, призывающие торжественно положить в основу российского государства религиозную доктрину, метафизическую истину, пронизать религией всё общество снизу до верху раздаются сегодня всё громче. Предлагают не только включить в учебный процесс изучение «закона божьего», как основного предмета, но сделать невозможным продвижение по социальной лестнице без демонстративного отправления культа. Ни чиновник, ни бизнесмен, ни учёный, ни писатель не смогут заниматься делами в собственной сфере, «расти», получать награды, уклоняясь от благословения церкви. Говорят, что это нужно национальному единству, прочности общества, «духовному» здоровью нации. На сколько это возможно?

Желание загнать свободные умы в определённые рамки понятно и близко всякой власти, любому власть имущему. Правящему классу, или просто «власти», разумеется, совершенно необходимы рычаги, «узда» с помощью которой общество управлялось бы, любой отдельный человек беспрекословно подчинялся бы, его сознание с самого рождения воспитывалось бы в определённом направлении так, чтобы ему было трудно даже усомниться в навязываемых доктринах. Возможно, организованная религия действительно захочет облагородить, «оморалить», смягчить общество, и критики сращивания религии и государства правы не во всём; но реально ли это?

Рассмотрим беспристрастно ряд фактов. Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» за 2004 год распределила конфессиональную структуру России так: христиане 19.5%, иудаисты 0.4%, мусульмане 10%, приверженцы других религий, включая атеистов 70.1%. Кроме того, среди 19.5% христиан есть конфликтующие разделения на православных, католиков, греко-католиков, протестантов, иеговистов и т.д. Процент православных снижается, как минимум, до 15-10%. Теперь от этого числа нужно отнять служителей культа, кому по должности полагается «верить», их семьи, материально заинтересованные. На выходе мы получаем максимум 10% всего населения, это та база, на которую предполагается опираться. (По численности, она равна количеству людей, одобряющих социальные преобразования последнего десятилетия, выигравших от этого.) Таким образом, десять процентов всего населения «заставят» исповедовать свои принципы абсолютное большинство. Как же тогда со свободой совести? Даже если строить «религиозное государство» с расчётом на будущее поколение из добровольно воспитываемых сегодня детей, всё равно, на определённом этапе придётся общество ломать через колено, загонять его «железной рукой к счастью», принуждать родителей признать насилие над их детьми. Что делать с мусульманами, атеистами, кришнаитами? Предполагается лёгкость преодоления их сопротивления?

Допустим, будет принята новая конституция, где в разделе «конституционные основы» не будет 14 статьи: 1.РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

А так же статьи 28 из раздела «права и свободы человека и гражданина»: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Разве даст этот путь национальное единство, не увеличит рознь, не осложнить взаимопонимание в обществе? Можно конечно пойти дорогой подлогов, подтасовать статистику, показать народу фальшивые цифры и начать на местах «корчевать скверну», ввести сначала в школах «православную культуру», затем, когда привыкнут «закон божий». Но подобные действия будут на руку только врагам России; строить единение нужно по принципу добровольности, на основании мнения большинства. Те семьдесят процентов, что идут по разделу «другие конфессии, включая атеизм», на самом деле почти полностью состоят из атеистов; с ними надо работать, на их запросы отвечать. Современное общество несравнимо с дореволюционным, хотя бы по уровню образования; умственная пища, уровень сознания свойственный людям, не умевшим ни читать, ни писать (80% царской России), несопоставим с поголовным, как минимум, неполным средним образованием. И даже тогда религиозная пропаганда переставала работать; православной церкви никогда не объяснить нормальному человеку, зачем нужно было ей отлучать Льва Толстого, не искупить, не замолить. Если организованная религия отлучила от себя образец морали, самоотречения, человеколюбия, то о каком воспитании, о привитии каких ценностей она может говорить?!

Существует распространённая поговорка-присказка, человек верит, вероисповедует то, о чём вспоминает, разбуди его среди ночи, когда умственные предпочтения растворены и перемешаны, когда выступает действительное и настоящее «я». Известный кинотеатральный режиссёр М.Захаров, прославившийся своими глубоко-метафоричными, музыкальными фильмами-притчами, по признанию современников один из самых ярких художников, недавно делился воспоминаниями об операции на сердце, сделанной ему в конце восьмидесятых, в Германии. После введения наркоза врачи-анестезиологи предупредили о возможных видениях, предшествующих полному засыпанию; сознавая собственные художественные вкусы, он надеялся увидеть «музыку сфер», «чистую и неразделённую гармонию», «безграничную красоту», а увидел каких-то людей, красные флаги, конницу, слышал всё время: «мы красные ка-ва-ле-рис-ты и про нас, былинники речистые ведут рассказ…». Неожиданно и удивительно было для него открытие собственного внутреннего мира, в условиях, пассивности умственного механизма, - бездействия воли. «Оказывается, наше воспитание, память, сопровождающие взросление, никуда не уходят, они всегда рядом», - заключил он. Если таково мнение настоящего поэта сцены никогда не «замыкавшегося» на политике, жившего всегда в собственном мире «грёз», то что сказать про «обычных» людей, таких беззащитных перед пропагандой?! Было бы насилием и несправедливостью отрицать у них уже сформировавшегося мировоззрения, манией величия – мечты о возможности месить взрослых людей подобно глине, а это рождённые, приблизительно, до 75 года; их не меньше девяноста процентов. Если и говорить о какой-то религии вошедшей в кровь и плоть российского народа, образующей настоящее национальное единство, идентифицирующей его членов, то название ей – коммунизм, то есть система из доктрин, идей и ритуалов эпохи. Он в народном подсознании, с ним уже ничего нельзя поделать; кем бы ни был человек выросший в своё время, Чубаисом или Гайдаром, он по вероисповеданию коммунист; между прочим, это видно из их большевистской риторики, образа мышления, сталинского подхода к социально-политическим проблемам.

Способны ли навязываемые трансляции православных праздников по телевидению, театральное участие чиновников в них, хитрое внедрение в школьный курс православия под названием «история религий», тенденциозная линия в кино и сериалах изменить мнение воспитанного в другой культуре большинства? При всём желании нет. Пора перестать воскрешать мёртвого припарками и начать реальный поиск идеологии, отвечающий чаяниям народа, его привычкам, живое общение с ним через творческий подход, отбросить старые штампы.

У православия есть шанс занять «некоторое» место, небольшую нишу в современном обществе, соразмерную, например, туристическому движению, если оно проведёт реформы, перестав быть одиозным течением. Возьмем, к примеру, тему возникновения жизни; вопрос даже не в том, была ли эволюция или не, а в том, что она повсеместно принята за основу; самыми «стойкими» оказались православные. Официальное признание в 1995 году Папой Римским происхождения человека от обезьяны (с оговоркой, что душу человека всё же создал бог), РПЦ называет глупостью; или ложной информацией. И поголовное всемирное признание происхождения видов, заключения Академий Наук, бесконечные фильмы ВВС показывающие все этапы превращений, постоянно транслирующиеся мировыми телесетями её не страшат. Кажется странным, урезающим божественное могущество железное условие единовременного, «чудесного» сотворения, конфликтующее с археологическими данными. Ведь по Дарвину, мутации происходят внезапно, необъяснимо не смотря на формулу «естественного отбора», почему не назвать их «резцом в божественных пальцах»? Мешает условие невмешательства бога в земные дела, инертность мышления или зациклинность на цитатах? Если бог творил не единовременно, а эволюционно, то от этого его могущество только возрастает; да и не нам, смертным, указывать, как ему надлежит действовать. Одним словом православие, оставаясь на уровне средних, или даже первых веков, надеется заинтересовать современного россиянина, предлагая ему «детские смеси», когда он уже давно перешёл на «мясо». Если РПЦ хочет играть заметную роль в культуре современной России, влиять на умы не административно, ей надо серьёзно пересмотреть свои взгляды. Пока же она занимаются только изобличением Дарвина и его теории, при этом, рассчитывая стать фундаментом общества, или даже называет это сверившимся фактом.

Древняя мудрость предупреждает нас о величайшей опасности, главной глупости, которая когда-либо может быть допущена, о забвении, отвержении веры своих отцов и дедов. Наша религия – коммунизм; если мы отвергнем её, нам придётся пройти через испытания соразмерные тем, что выпали на долю дедов и прадедов. Не важно, какие причины двигали ими в обновленческой деятельности, она уже проведена, предки взяли на себя грех; зачем же повторять старые ошибки?

______________________

Примечания:

Отрывок из повести Л.Н.Толстого «Казаки». « - Всё бог сделал на радость человеку. Ни в чём греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он в татарском камыше живёт и в нашем живёт. Куда придёт, там и дом. Что бог дал, то лопает. А наши говорят, что за это будем сковородки лизать. Я так думаю, что всё одна фальшь».
А вот отрывок из официального анафемствования по писателю, проводившееся по всем храмам. «Анафемствование богохульника и отступника от веры Христовой, блядословно отвергающего святые тайны господни болярина Льва Толстого. Во имя отца, и сына, и святого духа.
Хотя искусити духу господень по Симону волхву и по Ананию и сапфире, яко пёс возвращаяся на свои блевотины, да будут дни его мали и зли, и молитва его да будет в грех, и диавол да станет в десных его и да изыдет осуждён, в роде едином да погибнет имя его, и да истребится от земли память его. И да придёт проклятство и анафема не точию сугубо и трегубо, но многогубо. Да будут ему каиново трясение, гиезиево прокажение, иудино удавление, Симона волхва погибель, ариево тресновение Анании и Сапфирии внезапное издохновение: да будет отлучён и анафемствован и по смерти не прощён, и тело его да не рассыплется и земля его да не приимет, и да будет часть его в геене вечной. И мучен будет день и нощь..»

К вопросу о популярности православия в среде дореволюционных крестьян и мещан.

А.И Грецен «Былое и думы».

«Отец Иоанн был не модный семинарский священник, не знал греческих спряжений и латинского синтаксиса. Ему было за семьдесят… когда его определили на открывшуюся вакансию в селе моего (Герцена) отца. Как он не старался всею жизнью привыкнуть к употреблению большого количества сивухи, он не мог победить её действия, и по этому он после полудня был постоянно пьян. Пил он до того, что часто со свадьбы или с крестин в соседних деревнях, принадлежавших к его приходу, крестьяне выносили его замертво, клали, как сноп, в телегу, привязывали вожжи к передку и отправляли его под единственным надзором его лошади. Клячонка, хорошо знавшая дорогу, привозила его преаккуратно домой. Матушка попадья так же пила допьяна всякий раз, когда бог пошлёт. Но замечательнее этого то, что его дочь, лет четырнадцати, могла, не морщась, выпить чайную чашку пенника.

Мужики презирали его и всю его семью; они даже раз жаловались на него миром Сенатору и моему отцу, которые просили митрополита взойти в разбор. Крестьяне обвиняли его в очень больших запросах денег за требы, в том, что он не хоронил более трёх дней без платы вперёд, а венчать вовсе отказывался. Митрополит или консистория нашли просьбу крестьян справедливой и послали отца Иоанна на два или три месяца толочь воду. Поп возвратился после архипастырского исправления не только вдвое пьяницей, но и вором.

Наши люди рассказывали, что раз в храмовый праздник, под хмельком, бражничая вместе с попом, старик крестьянин ему сказал: «Ну вот, мол, ты озорник какой, довёл дело до высокопреосвященнейшего! Честью не хотел, так вот тебе и подрезали крылья». Обиженный поп отвечал будто бы на это: «зато ведь я вас, мошенников, так и венчаю, так и хороню: что ни есть самые дрянные молитвы, их-то я вам и читаю».

Через год, то есть в 1844, мы опять жили лето в Покровском. Седой, исхудалый поп всё так же пил и так же не мог одолеть сильного действия алкоголя. По воскресеньям он повадился после обедни приходить ко мне, напиваться водкой и сидеть часа два. Мне это надоело, я не велел его принимать и даже прятался от него в лес, но он и тут нашёлся: «Барина дома нет, - говорил он, - ну. А водка-то дома, верно? Небось не взял с собой?» Человек мой выносил ему в переднюю большую рюмку сладкой водки, и священник, выпив её и закусив паюсной икрою, смиренно уходил восвояси.

Наконец наше знакомство рушилось окончательно.

Одним утром является ко мне дьячок, молодой долговязый малый, по-женски зачёсанный, с своей молодой женой… в сильном волнении… прослезились.. рассказывали в обгонку, что на днях у них украли часы и шкатулку, в которой было рублей пятьдесят денег, что жена дьячка нашла вора и этот вор не кто иной, как честнейший богомолец наш во Христе отец Иоанн.

Доказательства были непреложны: жена дьячка нашла в хламе, выброшенном из священникова дома, кусок от крышки украденного ящика.

Подумав я велел заложить телегу и послал старосту с письмом к исправнику… исправник на словах велел сказать: «Бросьте это дело, а то консистория вступиться и наделает хлопот. Пусть, мол, барин не трогает духовенство, коли не хочет, чтоб от рук воняло».

…Часы у Иоанна нашли, с полными доказательствами в руках, дьячок отправился к благочинному.

- Как же это было? – спросил я дьячка.

- Благочинный… изволили нашего Ирода выписать к себе-с. Долго держали их-с… потом меня потребовали и строго сказали мне: «Что у вас там за дрязги? Стыдно, молодой человек, мало ли что под хмельком случится; старик, видишь, старый, в отцы тебе годиться. Он тебе сто рублёв на мировую даёт. Доволен ли? – «Доволен, - говорю я, мол, - ваше высокоблагословение». – «ну, а доволен, так хайло-то держи, нечего в колокола звонить, - всё же ему за семьдесят лет; а не то, смотри, самого в бараний рог сверну».

И этот пьяный вор,… снова явился священнодействовать… с тем же дьячком на клиросе,… и – при тех же крестьянах!

… Случилось это… в пятидесяти верстах от Москвы..!»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТЮРЬМА И ССЫЛКА (1834-1838).

http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0100.shtml

Финское население долею приняло крещение в допетровские времена, долею было окрещено в царствование Елизаветы и долею осталось в язычестве. Большая часть крещеных при Елизавете тайно придерживается своей печальной, дикой религии 34. (265)

Года через два-три исправник или становой отправляются с попом по Деревням ревизовать, кто из вотяков говел, кто нет и почему нет. Их теснят, сажают в тюрьму, секут, заставляют платить требы; а главное, поп и исправник ищут какое-нибудь доказательство, что вотяки не оставили своих прежних обрядов. Тут духовный сыщик и земский миссионер подымают бурю, берут огромный окуп, делают "черная дня", потом уезжают, оставляя все по-старому, чтоб иметь случай через год-другой снова поехать с розгами и крестом.

Русская Православная Церковь решила заняться строительством и возвести в Центральном Федеральном округе сеть гостиничных комплексов, сообщают "Новые Известия". О соответствующих планах заявила пока еще никому не известная организация Центр инвестиционных программ (ЦИП) Русской Православной Церкви.

Как сообщила Елена Шульгина, председатель правления Центра, он был создан по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II "для осуществления экономических программ РПЦ" - в дополнение к Управлению делами и Комиссии по экономическим и социальным вопросам. Шульгина рассказала, что соучредителями организации стали РПЦ, аппарат полномочного представителя президента России в Центральном Федеральнм округе, Торгово-промышленная палата и Ассоциация российских банков. Напомним, что до того как принять руководство ЦИП Елена Шульгина занимала высокие посты в государственных и частных компаниях. В 2001 году она стала заместителем гендиректора ОАО "Россгорстрах", а ее последняя должность – председатель совета директоров ЗАО "Квинта-Холдинг".

Предполагается, что первым проектом ЦИП станет строительство масштабного гостинично-жилищно-офисного комплекса в Твери общей площадью 12–15 тысяч квадратных метров и стоимостью 10 миллионов долларов. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин? заключивший с Центром соглашение, надеется, что инициатива РПЦ серьезно посодействует развитию туризма.

С 2006 года Центр инвестиционных программ РПЦ намерен возводить в регионах Центрального Федерального округа 2–3 таких комплекса ежегодно.

"В рамках соглашения будут строиться гостиничные комплексы, осуществляться сельскохозяйственные программы, планируется также возрождать паломничество. Благодаря этому у Церкви появятся источники финансирования благотворительных и социальных программ", - рассказала о намерениях Центра Шульгина.

При этом на официальных сайтах Патриархии ни о создании ЦИП, ни о подписании соглашения в Твери не сообщается. Кроме того, при заключении договора не присутствовал никто из высшего церковного руководства.

Издание напоминает, что опыт по строительству гостиничных комплексов у РПЦ есть. В 1991 году недалеко от резиденции патриарха, на территории Свято-Данилова монастыря в Москве была открыта гостиница "Даниловская" с номерами класса "люкс" и "полулюкс". Однодневное проживание в "Даниловской" стоит 130–180 долларов минимум.

За рубежом практика участия церкви в крупном бизнесе широко распространена. Например, Ватиканский банк, или Институт религиозных дел, является крупным игроком на мировых финансовых биржах, получает дивиденды с денег, вложенных в акции крупнейших транснациональных корпораций, владеет большими пакетами акций нескольких крупных банков. Ватикан является крупным земельным собственником - в Италии и за границей - и совладельцем сети отелей Hilton в Италии. 18.05.2005г.Свято-Данилова>

На главную

| |